Всё больше выпускается автомобилей, оснащённых автоматической коробкой передач, такой способ вождения особенно эффективен в городском цикле для всех типов автомашин.
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) позволяет производить плавный переход на повышенную или пониженную передачу, в зависимости от мощность двигателя и экономно расходуя топливо.
Но многих владельцев машин интересует вопрос: можно ли на автомате таскать прицеп? И если можно буксировать прицеп на автомате, то существуют какие-либо особенности и ограничения?
Требования к машинам с АКПП при транспортировке прицепа
Прежде чем принимать решение об использовании прицепов с автомашиной с АКПП, следует разобраться в характеристиках и свойствах выпускаемых автомашин с автоматической коробкой передач.
Согласно руководству по эксплуатации и паспорта на машину, каждый производитель указывает данные о выпускаемой системе и разрешённых параметрах.
В Европейских странах значительный ряд автотранспорта от тягачей, автобусов уже имеет в базовой комплектации АКПП, а легковые автомобили, тем более практически полностью выпускается на «автомате».
Устройство системы АКПП представляет сложный агрегат и в автомобиле является важным элементом. Система работает в основном на электрогидравлике, имеется радиатор охлаждения. Масло в системе используется трансмиссионное (ATF) для охлаждения узлов переключения и управления коробкой передач.
В случае его перегревания ухудшаются смазывающие свойства и коробка может «тупить». При высокой весовой нагрузке нагрев масла возрастает. Датчики позволяют контролировать температуру и уровень масла в системе.
При небольшой нагрузке и непродолжительной транспортировке, система АКПП не перегружается и может работать длительное время.
Существую следующие параметры для авто и прицепной техники позволяющие выполнять транспортировку прицепа на машине с коробкой «автомат»:
- вес автоприцепа должен быть в пределах до 450 кг без тормозной системы;
- прицепы с весом до 800 кг должны иметь обязательно тормозную систему;
- не выполнять транспортировку с автоприцепом в период «обкатки» новой машины до 2 тыс. километров пробега;
- соблюдать при транспортировке скоростной режим, не превышающий разрешённую скорость с прицепом в городе 60км /час, на автостраде до 90 км/час;
- при транспортировке по бездорожью, в сложных условиях, на спусках и подъёме применять пониженную передачу и если имеется режим «L».
Появляющиеся модели машин с вариаторной коробкой передач имеют в системе без ступенчатую смену передачи или крутящего момента, что позволяет плавно, без рывков переходить на другую передачу даже с высокими нагрузками.
При эксплуатации с автоприцепом, к таким машинам требования более повышенные, а в некоторых случаях даже запрещённые, позволяющие обеспечить безопасность и преждевременный износ.
Вопрос о буксировки прицепа на автомате или механике не является критичным, так как ответ в основном определён в руководстве по эксплуатации на машину и автоприцеп.
К примеру, если на машине установлен «автомат» и руководством допускается использование автоприцепа в определённой весовой нагрузке, то использовать гружёный прицеп следует не превышая указанных параметров и с массой автоприцепа не более половины веса машины.
Обязательно нужно применять на прицепе пневматические тормоза с превышением параметров по загрузке веса автоприцепа, для обеспечения безопасности при управлении, особенно на спусках, поворотах и скользкой дороге.
Особенности транспортировки прицепа с АКПП в машине
Как уже выяснили в предыдущем разделе, выполнение транспортировки автоприцепа на машине с АКПП возможно, с соблюдением правил эксплуатации, а также выполнения особенностей при транспортировке.
К особенностям транспортировки прицепа с АКПП следует отнести следующее:
- при нагрузках трансмиссионное масло в коробке передач машины нагревается быстро, для обеспечения режима нормального его охлаждения следует использовать режим пониженной передачи и не выполнять ускорений и рывков;
- следить за температурой масла в коробке передач по приборам или электронной индикации в машине. Современные авто автоматически переводят АКПП в безопасный режим при признаках нагрева масла выше допустимых;
- соблюдать порядок прохождения сервисного обслуживания АКПП в машине и периодичность замены масла в коробке. Контролировать периодически щупом уровень масла в коробке передач;
- при езде в городских условия не переключать селектор коробки передач из положения «D» в «N» или в положение заднего хода, полностью не остановившись и наоборот;
- начинать движение, предварительно прогрев двигатель до требуемой температуры, особенно в холодное время;
- начинать движение с автоприцепом следует плавно, также останавливаться и тормозить;
- при длительной транспортировки с прицепом следует чаще делать остановки и перерывы в движении с целью охлаждения АКПП;
- соблюдать скоростной режим с автоприцепом в местах движения по требуемым скоростным нормативам для участка дороги;
- при регулярных поездках с прицепом соблюдать скорость на дороге и частоту оборотов двигателя.
Запрещается транспортировка автоприцепа на высокой передаче и выше установленных требований по ПДД и руководств на транспортные средства.
В случае длительной перегрузки и нарушения условий эксплуатации возможен выход из строя и поломка АКПП, возможные неисправности:
- полный отказ в работе АКПП: с пробуксовкой или невключением передачи может быть вызван неисправностью гидротрансформатора. Ремонт возможен только заменой на аналог;
- появления запахов пластмассы или гари, пробуксовка передачи или её невключение может быть следствием плавления или выгорания элементов в коробке передач. При ремонте требуется замена неисправных элементов;
- очень часто выходят из строя фрикционы коробки передач, свидетельствующие об отключении передачи, пробуксовки, невключения нужного положения.