Грузоперевозки автомобильным транспортом всегда были востребованы. В зависимости от характера груза, дальности перевозки выбирается транспорт. Когда груз не вмещается в автомобиль, допустим, по габаритам или количеству, к машине цепляют дополнительное устройство – прицеп или полуприцеп.
Прицепная техника бывает различных видов, моделей, брендов, конфигурация и т.д. Однако первостепенным является её тип – прицеп это или полуприцеп. Так чем они отличаются, как выглядят, какие виды бывают, что вообще такое прицеп и полуприцеп.
Что такое прицеп
Прицеп – это транспортное средство для перевозки грузов, которое напоминает телегу и принимает вес груза целиком на себя. Он имеет тяговый брус или дышло с арканом (петлей) из прочного материала.
На тягаче есть специальное приспособление для зацепления петли – фаркоп или крюк. С его помощью прицеп цепляется к автомобилю, который является его тяговым механизмом.
Прицепы различаются количеством осей, типом кузова, грузоподъёмностью, сферой применения. Они часто применяются в паре с легковыми машинами для перевозки домашних вещей, например, на дачу или для перевозки техники – лодок, катеров, квадроциклов. Также существуют прицепы для использования с грузовым автотранспортом и тракторами.
Кроме того, некоторые виды техники, например, грузоподъёмные краны, могут быть выполнены в виде прицепов.
Важно знать! Передвижение автомобиля с прицепом меняет его поведение на дороге. Поэтому ПДД подразумевают получение отдельной категории «Е» для водителей, использующих прицеп даже с личной легковой машиной.
Что такое полуприцеп
Полуприцеп больше напоминает рамную тачку или тележку. Он предназначен для перевозки различных грузов, в основном на дальние расстояния. Как и у тачки, полуприцеп передаёт часть нагрузки на тяговый механизм, в качестве которого выступает, как правило, грузовой автомобиль.
Однако присоединение его осуществляется через специальное седельно-сцепное устройство (ССУ или седло), расположенное на раме грузовика. Поэтому, такой автомобиль получил название седельный тягач.
В силу своей конструкции, полуприцеп может стоять отдельно от тягача только с помощью выдвигаемых опорных стоек. Они принимают на себя часть веса груза и самой прицепной техники вместо тягача.
Самым популярным полуприцепом является тентованый, в частности шторный. В народе такой автомобиль получил название фура. Также, широким спросом пользуется трал для перевозки техники и панелевоз, осуществляющий перевозку железобетонных изделий при панельном домостроении.
Основные отличия
Если прицеп по принципу действия напоминает телегу, а полуприцеп тачку – это и является основным отличием их друг от друга. В следствии этой конструктивной особенности, для перевозки грузов с помощью полуприцепа требуется специальная техника или большие усилия по переоснащению автомобиля, чем при использовании прицепа.
Именно способ крепления к тяговому механизму отличает эти два типа прицепной техники и обуславливает универсальность техники.
При установки седельно-сцепного устройства на автомобиль, его функционал ограничен только применением в качестве тягового устройства для полуприцепов. Тогда как монтаж фаркопа расширяет возможности автомобиля, не ограничивая первоначальных функций.
Второй важный момент – нагрузка на дорожное полотно. Масса прицепа и вес груза передаются на дорогу посредством давления его колёс в полной мере. В то время как полуприцеп передаёт часть нагрузки на тягач. Тем самым распределяется вес между осями полуприцепа и тягача, что увеличивает потенциальную грузоподъёмность техники.
Тип крепления к тяговому механизму обуславливает и поведение техники на дороге. Прицеп присоединяется к автомобилю через фаркоп. Такая сцепка сложна в маневрировании и требует от водителя больше внимания.
Тогда как полуприцеп является как бы продолжением самой машины. Управлять автопоездом тоже сложнее, чем автомобилем, но легче, чем машиной с прицепом.
Прицепная техника для легкового транспорта
В основном, для легкового автотранспорта используются прицепы. На них перевозят мебель, строительные материалы, грузы и оборудование для дачи, техника – квадроциклы, гидроциклы, лодки, яхты, мототранспорт и многое другое. Также существуют специальные прицепы – дома на колёсах, небольшие грузоподъёмные механизмы, компрессоры и т.п.
Существует условное деление на категории.
- Бортовые или универсальные прицепы. Они бывают открытые и тентовые. Подходят для малогабаритных предметов, строительных материалов, коммерческих товаров, дачного имущества.
- Рамные агрегаты. На них возят лодки, багги, квадроциклы и другие специфичные грузы. Они сильно отличаются от других устройств и применяются в основном только по прямому назначению.
- Специализированные прицепы. Часто предназначены для использования в коммерческих целях. К примеру эвакуатор, платформа с генератором или грузоподъёмный кран.
- Дома на колесах. Своеобразный вагон. Превосходный выбор любителей путешествий. Движимый прицеп в пути и недвижимый на стоянке. Обычно внутри оборудованы места для сна, отдыха и приготовления пищи.
Также они отличаются материалом изготовления, комплектацией, количеством осей, грузоподъёмностью, типом сцепки.
Обратите внимание! Прицеп должен быть оборудован светотехническими устройствами. Устанавливают светоотражатели и освещение на 12 или 24 Вольт.
Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей
Прицепы классифицируются по типу, габаритам груза и грузоподъёмности, которая колеблется от 1,5 до 20 тонн. Основными видами прицепов для грузовиков являются:
- бортовой и тентовый;
- будка;
- самосвальный;
- цистерна для перевозки жидких грузов.
Бортовой прицеп с тентом и будка очень похожи, тем не менее они предназначены для разного типа грузов. В первом случае тент только защищает грузы от атмосферного воздействия, тогда как второй является термоизоляционным, что позволяет предотвратить резкие перепады температур.
Самосвальный прицеп часто используется для перевозки сыпучих материалов, зерна, кормов. Он может иметь как заднюю, так и боковые типы разгрузки.
Классификация полуприцепов схожа с прицепной. Она основывается на задачах, которые решает прицепная техника. Наиболее часто встречаемыми полуприцепами являются:
- Полуприцеп тентовый. Универсален по назначению. В нем можно разместить груз как упакованный, штучный, так и цельный. Тент защищает от снега и дождя.
- Шторный полуприцеп. Относится к предыдущей категории, однако отличается способом открывания. Тент перемещается в сторону, складываясь в гофре. Удобно загружать и разгружать товар справа и слева. Крыша тоже распахивается гармошкой, что позволяет применять подъемные механизмы. Позади установлены портальные двери, через которые также производятся погрузо-разгрузочные работы.
- Шторно-бортовой полуприцеп. То же, что и шторный, только с добавлением специальных бортов. Некоторые пользователи считают его наиболее надежным, хотя не откидные борта затрудняют погрузку-разгрузку.
- Полуприцеп бортовой. Есть много товаров, которым не страшны перипетии погоды: кирпич, изделия жби, профнастил, металлический лист, трубы и прочее. Борта снимаются или откидываются.
- Изотермический полуприцеп и рефрижератор. Используется для перевозки грузов, требующих регулирования микроклимата. Замороженные полуфабрикаты, овощи, фрукты, цветы, медикаменты. По пути следования такие фуры способны сохранять необходимый температурный режим как термос за счет теплонепроницаемых стенок и дверей. Отличаются тем, что у рефрижератора установлена холодильная система.
- Самосвал. Это транспортное средство используется чаще всего в строительстве или сельском хозяйстве. Перевозятся песок, щебень, гравий, земля, уголь. Различаются по способу выгрузки.
- Автовоз. Автотранспортный поезд в зависимости от конфигурации вмещает 8 легковых машин, 3 микроавтобуса и 6 внедорожников. Конструкция возможна тентовая.
- Цистерна. Это бензовоз, цементовоз, молоковоз, нефтевоз, водовоз. От химических свойств продукта зависит внутреннее покрытие цистерны.
- Тяжеловоз или трал. Предназначен для транспортировки техники и оборудования. На нем транспортируются буровые и нефтяные вышки, экскаваторы, бульдозеры, другая строительная техника.
- Полуприцеп-фургон. Внешне похож на агрегат с тентом, но стенки здесь жесткие. Прямоугольной формы и с воротами сзади.
В заключение стоит отметить, что более 60% всех перевозок в мире осуществляется автопоездами с использованием полуприцепов. На дорогах России и стран СНГ можно увидеть прицепные агрегаты отечественного и импортного производства. Производители предлагают технику практически для любых потребностей.